Клеточная мембрана

Сведений об особенностях структуры мембран клеток слизистой кишечника пока еще относительно мало. Показано, что скорость резорбции различных органических веществ в тонкой кишке крыс с увеличением их растворимости в жирах возрастает (НaЬег а. Haber, 1937; Schanker et al., 1958). Это, по мнению Fordtran а. Dietschy (1966), подтверждает концепцию о липидной природе клеточной мембраны и согласуется с представлением о том, что вещества всасываются, растворяясь в липидах мембраны.

Нерастворимые в жирах соединения диффундируют в клетки тем быстрее, чем меньше размер их молекул. Вещества с молекулярным весов 180 и радиусом молекулы более 4 А задерживаются (НaЬег а. НaЬег, 1937). Это свидетельствует о наличии мелких пор в мембране кишечных клеток. Lindemann, Solomon (1962), Fordtran et al. (1965) с помощью других методов определили, что радиус пор мембраны полостной поверхности клеток в различных отделах кишечника человека составляет 3,4—7,5 А. Площадь пор на мембране живых клеток небольшая. В эритроцитах, например, она составляет 0,01—1% от общей поверхности (Paganelli, Solomon, 1957). Поэтому не удивительно, что эти поры не удается обнаружить даже с помощью электронной микроскопии.

Таким образом, клеточная мембрана представляет собой липопротеиновое сито, состоящее из мельчайших пор. Она проницаема для воды и частиц определенного диаметра и определенной химической природы. Если содержание вещества по одну сторону мембраны больше, то оно по градиенту концентрации перемещается через мембрану до тех пор, пока концентрация раствора по обе стороны мембраны не сровняется. Механизмы активного транспорта при этом должны быть выключены. Однако многие вещества могут проникать в клетки или выводиться из них против электрохимического и концентрационного градиента. Такой транспорт веществ через клеточные мембраны требует энергии, которая освобождается в результате клеточного метаболизма и поэтому назван активным. При активном переносе мембрана уже не представляет собой просто пассивную преграду, а действует как некий динамический орган.

Большинство гипотез, объясняющих активный транспорт, основано да допущении существования переносчиков, являющихся, видимо, белками с молекулярным весом примерно 30000. Предполагается, что переносчики связываются с транспортируемыми молекулами и с помощью не ясного пока механизма переходят с внешней поверхности мембраны на внутреннюю, где эти молекулы освобождаются (Pardee, 1968). Источник энергии для активного транспорта — АТФ, которая гидролизуется ферментативной системой, активируемой ионами натрия и калия (Skou, 1962, 1965; Oide, 1967). Многие вещества в тонкой кишке высших животных всасываются по типу активного транспорта. Опыты in vitro и in vivo показали, что в подвздошной кишке крыс катион натрия всасывается против электрохимического градиента (Curran a. Solomon, 1957; Curram, 1960).

Активный транспорт натрия свойствен всем отделам тонкой и толстой кишок (Clarkson et al., 1961; Cooperstein a. Brockman, 1959). На активный транспорт натрия существенно влияют другие вещества, присутствующие в растворе. Глюкоза стимулирует этот процесс, при отсутствии же ее активный транспорт натрия в подвздошной кишке кролика прекращается (Schultz a. Zalusky, 1964). Попытка объяснить стимулирующее влияние глюкозы тем, что она легко метаболизируется в кишечных клетках и является источником энергии для транспорта натрия, не выдерживает критики, так как 3-0-метил-глюкоза — активно транспортируемое, но не метаболизируемое вещество — действует подобно глюкозе, а метаболизируемая, но пассивно транспортируемая фруктоза не обладает стимулирующим действием. Добавление к раствору некоторых аминокислот усиливает активное всасывание натрия примерно в такой же степени, как и глюкоза (Schultz а. Zalusky, 1965).


«Эндокринная регуляция кишечного пищеварения»,
У.З.Кадыров, К.Рахимов