Если вы лжете кому-то, вам может быть труднее сказать, что этот человек думает или чувствует. Это основной вывод нового исследования, в котором рассматриваются «непреднамеренные последствия нечестного поведения».
Будь то страдание или радость, эмпатия помогает нам почувствовать то, что чувствует другой человек, и — часто — наша способность сопереживать является причиной, по которой мы решаем делать добрые дела и помогать друг другу.
Но значит ли это, что эмпатия и этическое поведение — это одно и то же? Какова связь между нечестными действиями и чуткими чувствами?
Новое исследование, проведенное Эшли Хардин, доцентом организационного поведения в бизнес-школе Олина в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, дает ответы на некоторые из этих вопросов, рассматривая, как неэтичные или нечестные действия влияют на «эмпатическую точность» или способность читать эмоции другого человека.
Хардин и его коллеги обнаружили, что нечестные поступки могут «навредить межличностным отношениям через определенный канал: способность людей обнаруживать эмоции других».
Исследователи опубликовали свои выводы в журнале экспериментальной психологии: общие сведения.
Нечестность влияет на «эмпатическую точность»
Хардин и его коллеги провели восемь исследований, в которых приняли участие более 2500 участников, которых они разместили в различных сценариях.
Хардин и коллеги пришли к выводу, что существует «причинно-следственная связь» между нечестным поведением человека и его способностью сопереживать эмоциям другого человека. Ложь и обман делают людей менее способными точно читать чувства другого человека.
Исследование также определило основной механизм для этих отношений. Команда обнаружила, что люди, которые более склонны к нечестному поведению, с меньшей вероятностью определяют себя в отношениях или «с точки зрения близких отношений» со своими родственниками или друзьями.
Кроме того, исследование показало, что «нарушение эмпатической точности» имеет негативные последствия, которые могут сказаться на дальнейшем взаимодействии с людьми.
Поскольку первоначальный нечестный поступок ослабляет способность человека обнаруживать эмоции другого человека, это может привести к усилению дегуманизации другого и увеличению числа аморальных действий. «Это может быть порочный круг», — объясняет ведущий автор Хардин.
«Иногда люди говорят неправду и думают, что это не имеет большого значения. Но решение быть нечестным в один момент будет иметь последствия для того, как вы впоследствии будете взаимодействовать с людьми.»
— Эшли Е. Хардин
Наконец, как показали исследования, когда люди становятся более социально чувствительными, они с меньшей вероятностью ведут себя нечестно.
Хардин и его команда измерили социальную чувствительность, изучив «вагальную реактивность» участников — стандартную физиологическую меру сострадания и сочувствия к страданиям других.
«Когда людям не хватает их физиологической способности к социальной чувствительности, они могут быть более восприимчивыми к социальным эффектам дистанцирования от нечестного поведения», — объясняют исследователи.
Сочувствие и мораль различны
Тема эмпатии была на устах многих людей в последние несколько лет.
От научных исследований нейробиологии, исследующих последствия повреждения мозга для эмпатического поведения до философских эссе, выступающих против моральной ценности эмпатии, этот предмет всегда имел решающее значение для более широкого обсуждения того, что значит быть хорошим человеком.
Но приравнивать эмпатию к морали является ошибкой, утверждают авторы нового исследования. Их исследование, как они указывают, помогает установить четкую границу между этими двумя понятиями.
«Наша работа добавляет к этой динамической напряженности между нечестностью и сочувствием, показывая что на эмпатическую точность человека может влиять конкретное психологическое состояние, вызванное нечестным поведением », — пишут Хардин и его коллеги.
Источник: medicalnewstoday.com/articles/325915.php