Почему мы так уверены, что то, как мы видим людей, ситуации и политику, верно, а то, как их видят другие люди, глупо ошибочно?
Ответ, согласно новому исследованию профессора психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтью Либермана, лежит в области мозга, которую он называет «гештальт-кора», которая помогает людям понимать двусмысленную или неполную информацию и отвергать альтернативные интерпретации.
Исследование, основанное на анализе более 400 предыдущих исследований, опубликовано в журнале Psychological Review .
Люди часто ошибочно принимают собственное понимание людей и событий за объективную истину, а не просто за собственную интерпретацию. Это явление, называемое «наивным реализмом», заставляет людей верить, что последнее слово об окружающем мире должно быть за ними.
«Мы склонны к иррациональной уверенности в собственном опыте восприятия мира и считаем других дезинформированными, ленивыми, неразумными или предвзятыми, когда они не видят мир так, как мы», — сказал Либерман. «Свидетельства нейронных данных ясно показывают, что гештальт-кора занимает центральное место в том, как мы конструируем нашу версию реальности».
По его словам, наивный реализм может быть самым недооцененным источником конфликтов и недоверия между отдельными людьми и группами.
«Когда другие видят мир иначе, чем мы, это может служить экзистенциальной угрозой для нашего собственного контакта с реальностью и часто приводит к гневу и подозрениям в отношении других», — сказал Либерман. «Если мы знаем, как человек видит мир, его последующие реакции гораздо более предсказуемы».
По словам Либермана, хотя вопрос о том, как люди понимают мир, является постоянной темой в социальной психологии, лежащие в его основе механизмы мозга так и не были полностью объяснены.
Умственные действия, которые являются последовательными, легкими и основанными на нашем опыте, как правило, происходят в гештальт-коре. Например, человек может увидеть, как кто-то другой улыбается, и, не придав этому особого значения, понять, что этот человек счастлив. Поскольку эти выводы являются немедленными и легкими, они, как правило, больше похожи на «видение реальности» — хотя счастье — это внутреннее психологическое состояние, — чем на «мышление», — сказал Либерман.
«Мы считаем, что просто видели вещи такими, какие они есть, что затрудняет оценку или даже рассмотрение других точек зрения», — сказал он. «Разум выделяет свой лучший ответ и отбрасывает конкурирующие решения. Разум может сначала воспринимать мир как демократию, где каждая альтернативная интерпретация получает право голоса, но он быстро заканчивается как авторитарный режим, где одна интерпретация правит железным кулаком и не соглашается сокрушается. Выбирая одну интерпретацию, гештальт-кора буквально подавляет другие».
Предыдущее исследование Либермана показало, что когда люди расходятся во мнениях лицом к лицу — например, по политическому вопросу — активность их гештальт-коры менее похожа, чем у людей, которые согласны друг с другом. (Этот вывод был подтвержден исследованием 2018 года, опубликованным в журнале Nature Communications. Психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Кэролин Паркинсон и другие обнаружили, что сходные нейронные паттерны в гештальт-коре являются надежными предикторами того, кто с кем дружит.)
Гештальт был немецкой школой перцептивной психологии, девизом которой было: «Целое больше, чем сумма частей». Подход был сосредоточен на том, как человеческий разум объединяет элементы мира в значимые группы.
Гештальт-кора расположена за ухом и расположена между частями мозга, ответственными за обработку зрения, звука и осязания; эти части соединены структурой, называемой височно-теменным соединением, которая является частью гештальт-коры. В новом исследовании Либерман предполагает, что височно-теменное соединение играет центральную роль в сознательном опыте и помогает организовывать и интегрировать психологические особенности ситуаций, которые люди видят, чтобы они могли без труда понять их.
По его словам, гештальт-кора — не единственная область мозга, которая позволяет людям быстро обрабатывать и интерпретировать то, что они видят, но она особенно важна.
Использование нейрохирургических записей для понимания «социального мозга»
В отдельном исследовании, опубликованном в апреле в журнале Nature Communications , Либерман и его коллеги рассмотрели, как, учитывая наши сложные социальные миры, мы можем относительно легко общаться.
Используя первые массовые нейрохирургические записи «социального мозга», Либерман, аспирант психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Кевин Тан и его коллеги из Стэнфордского университета показали, что у людей есть специализированный нейронный путь для социального мышления.
Либерман, автор бестселлера «Социальное: почему наш мозг запрограммирован на связь», сказал, что люди по своей природе социальны и обладают исключительной способностью оценивать психическое состояние других. Эта способность требует, чтобы мозг обрабатывал большое количество выводов из огромного количества идиосинкразических сигналов. Так почему же этот процесс часто кажется таким легким по сравнению с простыми задачами, такими как базовая арифметика?
Четкие ответы были неуловимы для тех, кто изучает социальную неврологию. Одним из виновников может быть то, что ученые полагаются на функциональную магнитно-резонансную томографию, которая эффективна при сканировании участков активности мозга, но менее эффективна при определении времени этой активности.
Исследователи использовали метод, называемый электрокортикографией, для записи активности мозга в миллисекундном и миллиметровом масштабе с использованием тысяч нейрохирургических электродов. Они обнаружили, что нейрокогнитивный путь, идущий от задней к передней части мозга, особенно активен в областях, расположенных ближе к передней части, когда люди думают о психическом состоянии других.
Их результаты показывают, что височно-теменное соединение может обеспечить быстрое и легкое понимание психических состояний других людей, и что другая область, дорсомедиальная префронтальная кора, может быть более вовлечена в более медленное и тщательное обдумывание вещей.