В недавнем исследовании были оценены две теории Иммануила Канта о переживании красоты. Вывод заключается в том, что красота может быть в глазах смотрящего, но наблюдателю нужно будет подумать об этом, чтобы оценить его.
Красота — это эфемерный термин. Многие из нас найдут красоту на тропическом пляже или закате, в то время как другие могут найти красоту в менее вероятных местах. Тем не менее, мы все ощущаем красоту где-то вдоль линии.
В 18 веке философ Иммануил Кант изложил пару теорий о красоте — на самом деле, он по-прежнему считается выдающимся авторитетом в этой области. Он предположил, что красота требует мысли, но это чувственное наслаждение никогда не может быть красивым.
Хотя претензии, по номинальной стоимости, кажутся сложными для подхода к научному исследованию, исследование, опубликованное в Current Biology, имеет какой-то способ их тестирования.
Это интригующее новое исследование было проведено Денисом Пелли и Эйнн Брилманн в Отделе психологии Нью-Йоркского университета.
Оценка теорий Канта
В исследовании приняли участие 62 человека. Их попросили оценить, какое удовольствие они ощутили, увидев образ, съели конфету или почувствовали плюшевого медведя. Участникам было показано множество изображений: некоторые были красивыми, некоторые были просто хороши, а другие были нейтральными (например, картина ткани или стул в каталоге мебели). Красота каждого изображения и объекта оценивалась от 1 до 4.
После первого раунда участников попросили оценить фотографии снова, но на этот раз они были отвлечены во время процесса с другой задачей. Вторая задача заключалась в прослушивании серии букв, и участники должны были нажать кнопку, если бы услышали ту же букву, что слышали две буквы ранее — задача, требующая большого внимания.
После того, как данные оценки красоты были проанализированы, команда обнаружила, что, хотя реакции на некрасивые изображения не были изменены, красивые изображения поразили. Фотографии, которые были оценены красиво во время первого, не отвлеченного эксперимента, были оценены как менее красивые во время второй, отвлекающей задачи.
Психологи заключают, что Кант прав: красота требует мысли.
Вторая теория Канта для анализа не так хороша. Он утверждал, что чувственные удовольствия никогда не могут быть красивыми, но около 30 процентов участников заявили, что они испытывают красоту, когда едят конфеты или чувствуют себя мягкого плюшевого мишку.
Может ли поедание конфет быть красивым?
Это второе открытие стало неожиданностью для команды, поэтому они последовали за ней еще одним экспериментом. Они попросили участников, которые ответили «определенно да», чтобы испытать красоту, когда сосали конфеты, чтобы объяснить их ответы. Авторы пишут об их ответах: «Большинство из них отметили, что для сосания конфеты для них характерен личный смысл,
как память о детстве. Один участник ответил: «Конечно, все может быть красивым».
Хотя исследование проводилось в небольших масштабах, результаты интригуют и создают ряд новых вопросов, на которые нужно ответить. По мнению авторов, они планируют использовать дальнейшие исследования, чтобы спросить, «Есть ли люди, которые не могут испытать красоту? Какую роль играет красота в принятии решений? Является ли чувство красоты необходимым для творчества? А уродство противоположно красоте или это отдельное измерение?»
Нам потребуется еще больше исследований, прежде чем можно будет сделать выводы о том, что тема такая же туманная, как красота. Однако, чтобы быть в безопасности, любой, кто хотел бы испытать красоту, должен попытаться сделать это, не одновременно выполняя когнитивно сложную задачу.
«Наши результаты показывают, что многие другие вещи, кроме искусства, могут быть красивыми — даже конфетами», — говорит Бриэльманн. «Но, для максимального удовольствия, ничто не сравнится с незапятнанной красотой».
Источник: medicalnewstoday.com/articles/317418.php